Психическое и Дживатман

Опубликовано Авг 2, 2012 в Всё о психическом существе | Нет комментариев

 

Психическое — это искра Божественного, но я не думаю, что его можно назвать частью Дживатмана. Скорее, это сам Дживатман, но проявленный иным образом. Истинное внутреннее существо — это истинное ментальное, истинное витальное, истинное физическое существо, каждое из которых подчиняется центральному существу и является его представителем на своем плане. Но ни природа в целом, ни, тем более, ее внешние части не имеют никакой связи с центральным существом, то же самое можно сказать и об обычной ментальной, витальной или физической личности человека. Психическое существо — это то же центральное существо, но участвующее в эволюции, поэтому оно растет и развивается. Но есть еще центральное существо высоко наверху, о котором ум ничего не знает и которое незримо управляет всем существованием. Психическое существо является его представителем в проявленной природе. Именно это центральное существо и называют Дживатманом.

** *

Что касается Пуруши, то он присутствует на всех планах: существует ментальный (маномайя) Пуруша, «руководитель жизни и тела», по выражению одной из Упанишад, а также витальный и физический Пуруша; но есть еще Чайтья Пуруша или психическое существо, которое, образно говоря, является опорой и поддержкой всех остальных Пуруш и всех их объединяет. Можно сказать, что все они — проекции Дживатмана, которые присутствуют здесь для того, чтобы поддерживать Пракрити на разных планах бытия. Упанишады говорят также о супраментальном Пуруше и Пуруше Блаженства, и если бы супраментальная Природа и Природа Блаженства низошли и сформировались в ходе эволюции на земле, мы смогли бы осознать их деятельное присутствие за движениями земной природы. Что касается психического существа, то оно участвует в эволюции, входя в тело при рождении и покидая его в момент смерти; но Дживатман, насколько мне известно, остается нерожденным и вечным, хотя он поддерживает проявленную личность сверху. Можно сказать, если хотите, что психическое существо — это Дживатман, прошедший процесс рождения, однако если между ними не проводить различий, природа Атмана становится не совсем понятной и возникает путаница. Это разграничение между понятиями Дживатмана и психического существа очень важно как для изложения метафизического знания, так и для осмысления духовного опыта. Слово «Атман», как и слово «дух», в английском языке используется в самых разных значениях, но как для философского, так и для духовного знания необходимо соблюдать точность и ясность в использовании специальной терминологии, иначе при попытке выразить нашу мысль или описать духовное видение неизбежно возникнет путаница из-за смешения значений употребляемых нами слов.

 

Шри Ауробиндо. Письма о йоге.

Оставить комментарий

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Выбрать плейлист

Гаятри мантры

Савитри - книга

Мантры

Музыка Природы

Музыка Омара Аркама

Музыка Ангелов

Музыка

Музыка Сунила

Divinity

Поющие чаши

Ом

Ом намо Бхагавате

Рейки

Вся музыка

Лечебная: Общеукрепляющий сеанс

Лечебная: Голова

Лечебная: Легкие

Лечебная: Желудок

Лечебная: Нормализация давления

Лечебная: Почки

Показать плейлист
Вся музыка